Обзор главных событий 2013 года

Предыдущий год принес нам немало нового – как хорошего, так и плохого. В мобильной игровой индустрии тоже произошли свои изменения – их было достаточно, чтобы сейчас образовалась возможность подводить какие-то итоги; расставить несколько точек над случившимися событиями. Итак, перед вами – обзор всего самого важного, что было в ушедшем 2013 году.

Век победившей условно-бесплатной модели

Эта популярная схема – скачиваете приложение бесплатно, а платите уже внутри – была и год, и два назад – но только в 2013 приобрела внятные черты, которые присуще действительно сильным монетизационным моделям, а не мыльным пузырям. Образовалась некоторая кластерность – есть free-to-play классический, а есть многочисленные его вариации: например, вроде второй Plants vs Zombie, когда вы платите только потому, что лень думать, как пройти дальше, а не потому, что разработчики дальше играть не дают. Схема благородная, но, как выяснилось, убыточная – игра принесла всего ничего. Поэтому, сильными образцами условно-бесплатной модели так и остались Hay Day или продукты российской Game Insight, где деньги из игроков буквально выкачивают.

Вал портов с консолей и PC

В 2013 году вышло какое-то невероятное количество игр, уже побывавших на других, более специализированных платформах: это и сразу две части GTA (про них мы еще поговорим отдельно), это Knight of the Old Republic, Xcom: Enemy Unknown, LIMBO, Stealth INC и другие, другие сильные проекты. При этом, несмотря на (часто) громкие имена и статусы, с коммерческой точки зрения успех отнюдь не обеспечен – тот же Xcom, стоивший на старте около 600 рублей, вызвал даже бурю негодования своей ценой – сложно, согласитесь, назвать это большой удачей. Причины, почему так происходит, на самом деле, понятны: на мобильных играют в основном казуальные пользователи, которым сложные проекты, да еще и в такую цену, – особо не нужны.

Релиз GTA: Vice City и GTA: San Andreas

Две части одной из самых популярных серий мира в один год – это сильный показатель, особенно для платформы, которую совсем недавно даже не рассматривали всерьез. Но и не только демонстрация того, на что способны мобильные устройства – а какой-то важный легимитизирующий процесс; перефразируя тезис классика: «если на платформе есть GTA – значит с платформой все хорошо».

Русские идут

В «большой» российской игровой индустрии давно мрак, смерть и тлен – а вот в мобильной все подозрительно отлично. Новая Cut The Rope 2 утвердила позиции ZeptoLab на мировой арене разработчиков, а смешного Ам Няма (он же – Ом Ном) вывела в, может, и не культ уровня Angry Birds, но близко к тому. Сильно выступили в 2013 и компания Game Insight, выпустившая вольный ремейк «Космических Рейнджеров» — игра, завязанная на, как не странно, космосе, пиратстве и интересных квестах, пришлась по вкусу и серьезным игрокам, и непритязательной аудитории. Нельзя не упомянуть и замечательную игру от томских разработчиков, посвященную войне за нефть – Oil Rush.

Игры, ошибившиеся в платформе

За прошедший год вышло сразу несколько проектов, которым место – где угодно, но только не на экране мобильного. В первую очередь, конечно, это касается Deus Ex: The Fall, который – не подумайте ничего дурного – отличная игра, вот только управляться должен с геймпада, и транслироваться на большой телевизор. Неудивительно, что The Fall так никто и не принял – несмотря на высокое качество и сильный бренд. Видимо, тот факт, что многие консольные игры уживаются в мобильном пространстве, еще не значит, что так получится у всех и с нуля.

Другие, менее вопиющие претенденты, тоже есть — например, Republique, которой элементарно тесно в небольших мощностях телефонов и планшетов; или сильно японская Oceanhorn, которую легко себе представить на какой-нибудь Wii U, но никак не на iPhone.

Rovio плывет, но Angry Birds держится

Генеральное лицо игрового отсека iPhone и, как принято думать, главная причина его популяризации как игровой системы, в 2013 выступило неоднократно – и, в основном, удачно. Довольно среднюю Angry Birds: Go, предлагаю всем забыть и вспомнить про вторую часть свино-космической саги Angry Birds: Star Wars – там, по-прежнему, и качество, и юмор, и какое-то специфическое скандинавское обаяние.

Чего не скажешь об отце-основателе – студии Rovio, которая так и не смогла сделать хит вне «птичих» рамок. Их Viking Voyage хоть и был неплохой игрой, но ничего сверхреволюционного не привнес – и про проект забыли уже через пару месяцев.

Занимательные цифры

Любителям сравнивать цифры, 2013 подарил много пищи для размышлений: так, например, объем рынка мобильных игр составил 13 миллиардов долларов (из них 330 миллионов – российский), аудитория мобильных игр приблизилась к одному миллиарду (это больше, чем аудитория всех консолей, вместе взятых), а лидирующая страна по выручке с мобильных приложений для iPhone – Япония; азиатский сектор вообще сильно активизировался в прошлом году. На фоне этих громадных показателей даже как-то нелепо смотрится то, что средний чек в месяц в App Store – три доллара.

***

Таким оказался богатый на события 2013 год. Очень интересный, насыщенный, снабженный кучей происшествий, скандалов и интриг. Надеемся, что его последователь не уступит в драматичности, и будет таким же интересным – тем более, что игровая мобильная индустрия все набирает и набирает ход.

Следите за нашими публикациями в социальных сетях ВКонтакте, Twitter, Facebook, Google+, Одноклассники, а также через RSS.

New Games

Оставить комментарий